Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Потребность в общении относится к числу основных базовых потребностей. Значимость общения определяется тем, что оно диктует поведение человека.
В отечественной науке сложилась устойчивая традиция связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». При этом, как отмечает А. А. Реан, общение рассматривается лишь как форма, вид деятельности, как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности.
В словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского дано следующее определение: «Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга».
Данное определение подчеркивает вторичность общения относительно к деятельности и выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), познание людьми друг друга (перцепция).
В подтверждение положения связи «общения» и «деятельности» приведем определение понятие «общения», данное Л. П. Буевой: «Общение - это процесс взаимодействия и взаимосвязи общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом информацией, опытом, деятельностью, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности».
Практическая значимость темы. Общение как социальный и психолого-педагогический феномен - это контакт между людьми, который осуществляется различными средствами в процесса изменения отношений.
1.Роль общения в воспитательном процессе
Общение - один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регуляции основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.
Категория «общение» рассматривается и с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б. Ф. Ломов, В. В. Знаков, А. А. Реан). Процесс общения в этом случае оказывается не только средством, но и целью и выступает в качестве самомотивированного процесса.
В психологическом словаре под редакцией В. Давыдова и В. П. Зинченко общение рассматривается как самостоятельное понятие: «... - это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».
Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. Следовательно, понятие «общение» в профессиональной педагогической деятельности мы должны рассматривать в контексте его единства с деятельностью. Таким образом, общение можно трактовать следующим образом: общение - это многоплановый процесс взаимодействия и взаимосвязи общественных субъектов, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга на основе включения в единую деятельность.
Исходя из данного определения, необходимо рассматривать общение как многоплановый, многофункциональный процесс. Традиционно выделяются основные структурные компоненты общения: коммуникация (обмен информацией), интеракция (взаимодействие в процессе совместной деятельности), перцепция (восприятие другого человека) .
Ведущее значение общения в жизнедеятельности человека состоит в том, что оно является средством организации совместной деятельности людей и способом удовлетворения потребностей человека в другом человеке, живом контакте. На основании этого необходимо рассматривать общение как сложный многогранный процесс, включающий:
• формирование определенных образцов и моделей поведения;
• взаимодействие людей;
• взаимное влияние людей друг на друга;
• обмен информацией;
• взаимное переживание и понимание людьми друг друга;
• формирование отношений между людьми;
• организацию совместной деятельности;
• формирование образа внутреннего «Я» человека.
Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное). Формальное общение, определяемое социальными статусами, и неформальное, определяемое личными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.
Сущность и особенности общения в воспитательном процессе раскрываются в трудах педагогов и психологов: А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н. В. Кузьмной, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реан.
Учитывая, что педагогическое общение - это основа педагогической деятельности, необходимо выделить особенности профессионального педагогического общения:
педагогическое общение всегда обучающее, развивающее, воспитывающее;
педагогическое общение всегда ориентировано на развитие личности общающихся сторон, на развитие их взаимоотношений;
педагогическое общение - это динамичный процесс, так как, учитывая возраст детей, определяются не только позиция педагога и детей в общении, но и методы и средства общения;
педагогическое общение - это важное средство решения учебно-воспитательных задач;
в процессе педагогического общения происходит процесс взаимного познания педагога и учащихся;
педагогическое общение регулирует совместную деятельность не только педагога и учащихся, но и педагога и родителей, а также совместную деятельность педагогов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999, 375 с
2. Беккер И. Л., Дубовицская С. В. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности.// Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. С. 631 -638.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
4. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 416 с:
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003 - 544 с